|
Таганрог
Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой России за безопасность южных границ, за выход к Азовскому и Черному морям.
Первые попытки пробиться к южным морям Россия предприняла еще в 80-е годы XVII века, в период правления Софьи. Русские войска дважды - в 1687 и 1689 годах - ходили на Крым, но безрезультатно.
Петр I решил сосредоточить главные усилия на овладении Азовом - одной из сильнейших турецких крепостей в Европе, запиравшей выход из Дона в Азовское море и служившей Турции плацдармом для агрессии в глубь русских земель. Но Первый Азовский поход закончился неудачей. Русская армия не имела флота. После поражения в Преображенском под Москвой, в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске развернулось строительство парусно-гребной флотилии. Весной 1696 года флотилия спустилась Доном к Азову и 27 мая вышла в море. Азов был блокирован полностью, и 18 июля 1696 года гарнизон капитулировал. 21 июля пала турецкая крепость Лютик, прикрывавшая выход в море по Мертвому Донцу. Взятие Азова явилось выдающейся победой России, имевшей важное международное значение.
Задачи обороны южного края и продолжение борьбы с Турцией требовали теперь установления морского господства на Азовском море. Для этого необходим был морской флот, а для флота - гавань.
Вскоре после взятия Азова, 27 июля 1696 года, Петр I с ближайшими соратниками отправился на лодках в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения гавани. В тот же день экспедиция прибыла к высокому, приметному, пустынному мысу, издавна называвшемуся Таган-Рогом. Именно здесь, на мысу Таган-Рог, решено было соорудить гавань для первого в истории России регулярного военно-морского флота.
12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога...» Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге.
Обширные работы военного и гражданского характера на мысу Таган-Рог, возведение на Миусском полуострове Семеновской (Миусской), Ново-Павловской и Черепашкинской крепостей, призванных обеспечить безопасность Таганрога со стороны Крыма, восстановление Азова, дооснащение и ремонт боевых судов Азовского военно-морского флота превратили Приазовье в один из крупнейших районов строительной деятельности в России конца XVII - начала XVIII века.
Первыми строителями Таганрога были солдаты. Затем строительство города, крепости и гавани велось руками работных и ремесленных людей, которых ежегодно направляли сюда со всех концов европейской части России в порядке отбывания чрезвычайно тягостной натуральной трудовой повинности. Руководили строительством основных военных объектов в Таганроге приглашенные в Россию иностранные специалисты. По указанию русского правительства таганрогские воеводы, а впоследствии губернатор И.А.Толстой, обязывались систематически «досматривать» за их работой и «свидетельствовать» соответствие выполняемых работ утвержденным Петром I планам.
Видную роль в строительстве города играли русские мастера и подмастерья Московского приказа каменных дел и, прежде всего - выдающийся русский зодчий, автор замечательных архитектурных сооружений в Москве и Киеве - Осип Старцев. Под его непосредственным руководством возводились огромные каменные магазины (склады), городовые палаты, каменная соборная церковь.
Таганрог - один из первых русских городов, строительство которого велось по заранее разработанному плану. Проект планировки и застройки Таганрога был создан в 1699 году на основе указаний Петра I, находившегося в то время в городе. Внутри крепости были построены, помимо военных объектов, административных и культовых зданий, царский дворец, дворы его ближайших сотрудников, местной администрации, начальных людей, священнослужителей, русских и иностранных матросов. Дворы солдат, пушкарей, служивых ремесленников, посадских людей и пашенных крестьян были размещены за пределами крепости в шести пригородных слободах под защитой цепи небольших крепостей, сооруженных на Миусском полуострове.
По указанию Петра I в первом десятилетии XVIII века Таганрог благоустраивается и озеленяется. В 1704 году начинается распашка целины. А в следующем году под Таганрогом были заложены «государевы» фруктовые сады и виноградники, плантации клубники. Тогда же в город были завезены из Константинополя лимонные и померанцевые деревья.
Широко развертывается рыбопромысловое освоение низовьев Дона и прибрежных районов Азовского моря, началась регулярная добыча соли из Бердянских соляных озер.
К исходу первого десятилетия XVIII века строительство гавани, крепости и города было в основном завершено.
Таганрогская гавань представляла собой неправильный четырехугольник площадью водной поверхности 774 тысячи кв. метров, перед гаванью в море возвышался остров Черепашка. Это был первый в истории России искусственный порт на открытом морском побережье.
Возведенная на мысу земляная крепость пятиугольной формы имела главный вал высотой 24 фута и ров глубиной 16 футов. Ее артиллерийское оснащение в 1711 году составляли 293 пушки и 40 гаубиц. В гавани и на острове Черепашка располагались еще 127 пушек. Внутри крепости были построены 206 каменных жилищ для размещения гарнизона и гражданского населения на случай осады.
К середине 1711 года в Таганроге были построены 1357 дворов: 162 в самой крепости и 1195 в пригородных слободах.
По данным таганрогской приказной палаты, в городе в 1711 году насчитывалось свыше 8 тысяч постоянных жителей. В течение 1702-1704 годов в Таганрог были переселены жители Арзамаса, Алатыря, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Саранска, Симбирска, Сызрани и других приволжских городов. Существенным источником заселения Таганрога явились ссылка на каторгу и поселение. Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны - в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на Миусе для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма.
Верх таганрогской социальной лестницы занимали царская администрация, русские и иностранные офицеры, священнослужители высшего ранга. Во главе городской администрации в 1698-1703 годах стояли воеводы, позднее была введена должность губернатора. С 1709 года должность губернатора распространяется и на флот.
В 1711 году в Таганроге имелось несколько десятков дворов иноземцев, частым гостем которых был молодой Петр I. Среди таганрогских иноземцев были специалисты в области портового и крепостного строительства, пехотные и морские офицеры, матросы, садовники. Все они обеспечивались высокими окладами и имели определенные льготы.
Самой многочисленной группой жителей являлись солдаты, пушкари Таганрогского гарнизона, матросы Азовского военно-морского флота.
По мере развития экономической жизни в крае Таганрог, сохраняя свое военное и административное значение, превращался и в центр ремесла и торговли. В городе формировалась торгово-ремесленная прослойка населения. В 1711 году в Таганроге проживало свыше 200 человек купецких и посадских людей. Купецкие люди и верхи посада вели крупную торговлю, владели лавками. Из их среды избирались земские старосты, а также таможенные и кабацкие бурмистры. Большинство посадских людей занимались мелкой рыночной торговлей, ремеслами или нанимались в услужение. Все они прикреплялись к месту жительства и находились в прямой зависимости от государства.
С 1700 по 1710 год Азовский военно-морской флот и Таганрогская крепость выполняли роль стража пограничных рубежей в бассейне Азовского моря, содействовали сохранению мирного состояния между Россией и Турцией. Но на исходе первого десятилетия XVIII века положение на юге резко изменилось. Не примирившаяся с потерей Северо-Восточного Приазовья Турция развязала в 1710 году новую войну против России. Русское правительство оказалось перед необходимостью вести одновременно борьбу против шведов на северо-западе, турок и татар - на юге. В ходе русско-турецкой войны одним из театров боевых действий вновь стало Приазовье. В 1711 году в Азовское море вошла крупная турецкая эскадра с десантными войсками, предназначенными для захвата Таганрога и Азова. В июле русскому флоту и гарнизону Таганрогской крепости впервые пришлось держать крупный военный бой. Испытание прошло вполне успешно: русские военные корабли не допустили турецкий флот к таганрогской гавани, а сухопутные части разгромили турецкий десант под Таганрогом в районе Петрушиной косы. Между тем на основном театре военных действий - реке Пруте - Россия потерпела крупную неудачу. Русские войска, возглавляемые Петром, были окружены превосходящими силами турок. По условиям заключенного вслед за этим Прутского мирного договора Россия обязалась возвратить Турции Азов и разрушить Таганрог, а также не содержать впредь военно-морского флота на Азовском море.
19 сентября 1711 года Петр I сообщил руководителю обороны Приазовья адмиралу Ф.М.Апраксину: «Как не своею рукою пишу: нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако же, не портя фундамента, ибо, может быть, бог иначе совершит». Распоряжение Петра было исполнено, и в начале февраля 1712 года русские войска покинули разрушенный город.
На протяжении 50 с лишним лет таганрогская гавань, крепость и город лежали в развалинах. Предпринятая было в 30-е годы XVIII века попытка восстановить военно-оборонительные сооружения Таганрога не увенчалась успехом. Восстановление Таганрога стало возможным только в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов, которая открыла перед Россией реальную возможность стать черноморской державой.
2 апреля 1769 года русские войска вступили в разрушенный город. Вскоре последовал указ Екатерины II на имя вице-адмирала А.Н.Сенявина, предлагавший «Таганрогскую гавань поставить в такое состояние, чтоб она могла служить как убежищем судам, так и для построения оных».
При восстановлении гавани и крепости широко применялся опыт, приобретенный в период первоначального строительства Таганрога в петровское время. Гавань и крепость возводились на старом месте с использованием сохранившейся части петровских сооружений. Одновременно в Таганроге были учреждены адмиралтейство и корабельная верфь.
К весне 1771 года первые суда Азовского военно-морского флота были готовы. 17 мая 1771 года произошел торжественный акт поднятия вице-адмиральского флага на флагманском корабле «Хотин», символизировавший возрождение русского военного флота на Азовском море. К этому времени Донская флотилия (так назывался тогда Азовский флот) состояла из пяти 42-пушечных прамов, одного трехмачтового корабля, двух бомбардирских судов, двух фрегатов и нескольких более мелких кораблей. Флотский экипаж был укомплектован главным образом матросами и офицерами из Балтики. Среди них находился будущий знаменитый флотоводец Ф.Ф.Ушаков, прослуживший в Таганроге несколько лет до перевода в Черноморский флот.
По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Азовское море целиком перешло в состав России. В ее руках оказалась и Керчь, открывавшая выход в Черное море. В 1778 году началось судостроение в Херсоне. Однако вплоть до 1783 года Таганрог продолжал оставаться основной операционной базой русского военно-морского флота на юге. После присоединения в 1783 году Крыма к России и основания Севастополя город оказался в глубоком тылу и потерял военно-стратегическое значение. Военные суда из Таганрога перешли в Херсон и Севастополь, положив начало русскому Черноморскому флоту. Крепость была упразднена.
К концу XVIII века границы Русского государства все дальше и дальше отодвигались на юг. Таган-Рог оказался в глубоком тылу и потерял военно-стратегическое значение. На месте крепости появился шумный торговый порт - Таганрог. Именно ему принадлежит пальма первенства в установлении экономических связей России с зарубежными странами через южные моря.
На его причалах, базаре, бирже теперь можно было встретиться с греками и албанцами, поселившимися в Таганроге и его окрестностях по указу Екатерины II, с бывшими запорожцами, увидеть богато разодетых армянок и донских казаков. Повсюду шла бойкая торговля. Она подчинила себе всю городскую жизнь.
Наступил XIX век.
В 1802 году высочайшим указом в Таганроге было учреждено градоначальство. А утвержденный в 1808 году городской герб закрепил за городом славу торгового порта.
15 иностранных держав содержали в Таганроге торговые консульства. Самым оживленным местом в городе был порт, где, мерно покачиваясь на крутых волнах, стояли торговые корабли. Вывозили из России через таганрогский порт знаменитую пшеницу «арнаутку», топленое масло, железо и скобяные изделия, выполненные на уральских заводах, сало, канаты, пеньку, селитру, парусину, холст. Одними из главных предметов экспорта были рыба, паюсная икра, которая больше всего ценилась на итальянских рынках, рыбий клей, служивший европейским фермерам для подкрашивания вин, находивших хороший спрос в России и попадавший в нее через Таганрогский порт. Ввозили также сушеные фрукты, мармелад, анатолийские орехи, шелковые и бумажные ткани из Турции, свежие лимоны и апельсины и т.д. Все товары доставлялись в порт и вывозились из него по крутым спускам, которые играли важную роль в жизни города. Неподалеку от спусков находились небольшие кабачки - остерии, игравшие заметную роль в жизни города. Таганрог, как многие морские города, стал приютом для иностранных беглецов. Собираясь небольшими группами в остериях, они за чаркой вина или чашкой кофе, решали вопросы, далеко выходившие за рамки интересов нескольких человек.
Торговля, игравшая большую роль в жизни города, влияла на развитие и формирование его облика. Фасады зданий становились рекламными щитами кредитоспособности своих хозяев. В 1810 году строительным комитетом был разработан генеральный план застройки города, по которому радиально-концентрическая планировка была сохранена, только центром становилась территория крепости, а от нее улицы веером расходились по полуострову.
С начала XIX века в городе появляются богатые особняки, общественные здания. По проекту архитекторов Лондерона и Трусова было выстроено здание городского театра, зрительный зал которого обладает прекрасной акустикой, а интерьер, по общему признанию, являлся малой копией знаменитого миланского театра Ла Скала. Таганрогский историк П.П. Филевский писал: «Не следует думать, что только высший класс увлекался оперой, увлекались решительно все». Театральное искусство пользовалось особой любовью жителей города.
Размеренна была жизнь таганрогского общества. Редко переживал город значительные потрясения. Одно из них - в период Крымской войны (1853-1856 г.г.).
Летом 1855 года англо-французская эскадра подошла к Таганрогу. Жители как один встали на его защиту. Английский офицер Берроу писал в своем дневнике: «В плохо укрепленном Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских. Сюда как бы долетел дух упорства, владевший защитниками Севастополя».
И снова вступил в свои права неспешный ритм провинциального купеческого города. Городские денежные капиталы стали концентрироваться в основанных в 70-х годах Азово-Донском и Донском земельных банках, ставших в начале века крупнейшими банками в России. В 1869 году была проложена к Таганрогу ветка Екатеринославской железной дороги, соединившая город с центральными районами страны.
Начинается строительство в городе заводов - котельного, металлургического, завода по производству маслобойного оборудования и других, менее крупных. Торговый Таганрог стал одним из крупнейших промышленных городов юга России. Производство потребовало знающих, подготовленных кадров. Поэтому к концу XIX века в городе расширяется сеть учебных заведений. Наряду с уже существовавшими классическими мужской и женской гимназиями, организуются начальные и воскресные школы, открываются коммерческое и техническое училища, продолжают действовать мореходные классы.
В течение второй половины XIX века внешнеторговые обороты Таганрога заметно выросли. На иностранные и русские суда перегружались местные грузы и экспортные товары, прибывавшие в Ростов. В первом десятилетии XX века таганрогский рейд занимал второе место в России по размерам вывоза и шестое - по количеству привозимых товаров.
Основным предметом вывоза за границу оставался хлеб. Помимо зерновых культур, через Таганрог продолжали идти за границу сало, шерсть, масло, икра.
Развитие торговых связей в капиталистическую эпоху привело к появлению в Таганроге банков. Крупнейшим из них являлся Азовско-Донской коммерческий банк, возникший в 1871 году.
Между тем быстрое развитие капитализма на Юге России содействовало развертыванию хозяйственной деятельности всех портовых городов Азовского и Черного морей. И крупнейший внешнеторговый порт Азовского моря первой половины XIX века, Таганрог, через несколько десятилетий оказался оттесненным на третье место в этом бассейне после Ростова и Мариуполя. Среди всех портовых городов России в конце XIX - начале ХХ века он занимал десятое место по размерам экспорта и восьмое - по объему импорта.
Произошли существенные изменения в таганрогской внутренней торговле. Ярмарки отживали свой век. На смену им пришли постоянные торговые пункты - магазины, и Петровская улица и Гоголевский переулок превратились в главные торговые магистрали Таганрога.
Новым явлением в экономике Таганрога, целиком обязанным быстрому развитию капитализма, было возникновение крупной промышленности. Появление крупной промышленности в Таганроге связано с дальнейшим проникновением в экономику России иностранного капитала.
В 1896 году на средства бельгийских капиталистов в городе началось строительство металлургического завода с полным металлургическим циклом. В следующем году первая очередь завода вступила в строй. Завод производил балки, швеллеры, рельсы, трубы, железнодорожные бандажи, листовое, кровельное и сортовое железо.
В том же 1896 году бельгийское общество «Альберт Нев, Вильде и К» приступило к строительству котельного завода. Наряду с котлами, завод выпускал металлургические конструкции, чугунное и медное литье. По объему продукции и числу рабочих он значительно уступал металлургическому заводу.
Перешел в руки бельгийских капиталистов и был значительно расширен основанный в 1853 годы кожевенный завод.
К 1914 году намного увеличил свое производство металлургический завод, имевший уже 4 доменные и 4 мартеновские печи, 3 томасовских конвертора, листопрокатные и иные станы. Расширили выпуск продукции котельный и кожевенный заводы, а также построенный в начале ХХ века германскими капиталистами завод по производству маслобойного оборудования.
Возникновение и развитие крупных заводов привело к значительному изменению структуры торгово-промышленного оборота, в нем резко увеличилась доля продукции промышленности. При этом если в Ростове-на-Дону преобладали пищевкусовые предприятия, то в Таганроге ведущую роль играла тяжелая индустрия.
По степени концентрации производства и рабочих на крупнейших предприятиях Таганрог в начале ХХ века стоял на одном из первых мест во всей Российской империи.
Столь же приметное место принадлежало Таганрогу и по степени участия иностранного капитала во всех важнейших отраслях экономики города.
Рост торговли и промышленности Таганрога и порожденный этим повышенный спрос на рабочую силу привели к дальнейшему росту населения. В 1913 году в Таганроге проживало свыше 71 тысячи человек.
В 1887 году таганрогское градоначальство было упразднено, а Таганрог присоединен в административном отношении к Области войска Донского на правах уездного (окружного) города (до этого времени он входил в состав Екатеринославской губернии).
В соответствии с «Городовым положением» 1870 года в Таганроге была учреждена Городская Дума, в круг ведения которой входили местное благоустройство, торговля, здравоохранение и народное образование.
Право участвовать в выборах гласных Городской Думы, по закону 1892 года, имели только владельцы крупного недвижимого имущества и торгово-промышленная верхушка города.
Практически все нити управления городским хозяйством находились в руках исполнительного органа думы - городской управы во главе с городским головой.
Во второй половине ХIХ - начале ХХ века значительно увеличилась численность городской полиции. Судебные учреждения царской России были представлены в Таганроге окружным и несколькими мировыми судами.
Продолжала застраиваться старая часть города. Ликвидировались пустыри на Петровской, Греческой и других центральных улицах, сносились старые, ветхие и строились новые дома.
С 70-х годов довольно широко развернулись дорожные работы. К исходу века основная часть улиц и переулков в центральной части города была уже замощена. Одновременно велось озеленение центра города.
Большое строительство развернулось за пределами прежней городской черты. Велось оно главным образом в северном и северо-западном направлениях.
К 1914 году число учебных заведений в городе несколько возросло по сравнению с концом XIX века. Появились специальные коммерческое и техническое училища, увеличилась сеть средних общеобразовательных заведений.
В 1866 году при участии итальянских мастеров было возведено новое здание городского театра. Великолепная акустика зрительного зала театра снискала ему славу одного из лучших в России. На сцене таганрогского театра были поставлены пьесы А.П.Чехова, М.Горького, А.Н.Островского, В.Шекспира.
Предметом особой гордости горожан, явлением далеко не заурядным для провинциального города, была итальянская опера, содержавшаяся в 60-70 годы на средства купцов-меценатов.
В 1876 году открылась первая городская библиотека, в 1898 году - основан городской краеведческий музей, в 1907 году построен первый кинотеатр «Мираж», спустя несколько лет сооружено деревянное здание цирка. В 1871 году стала издаваться первая частная газета «Азовский вестник», позже переименованная в «Таганрогский вестник». Среди городской интеллигенции появились художники, музыканты, публицисты.
http://www.taganrog.ru/?id=268
|