Водевили Чехова
Кроме великолепных новаторских пьес, названных лирическими комедиями, Чехов создал водевили, сюжетом для которых послужили некоторые рассказы. Так в основе водевиля «Свадьба» лежит рассказ «Свадьба с генералом». Смешные и серьезные одноактные водевили «О вреде табака», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей» давно стали драматургической классикой, знакомой поклонникам Чехова не только по театральным постановкам, но и по многочисленным экранизациям.
В водевиле Медведь все действие основано на комическом несоответствии поведения героев и их высказываний. Спор из-за Воловьих лужков между помещиком Смирновым и хорошенькой вдовушкой заканчивается поцелуем. Хотя Елена Ивановна в трауре после смерти мужа, она не забывает напудрить носик, а предполагаемая дуэль на пистолетах лишь возбуждает в «грубом бурбоне» помещике Смирнове любовь. Счастливый конец, предполагаемый жанром водевиля, только в этой одноактной пьесе Чехова. В других же сатирические, а не комические краски преобладают. Торжественная свадьба с генералом Ревуновым-Карауловым не только обнажает собственнические мещанские взгляды героев, желающих, чтобы «все было, как положено и солидно», но и выражает подлинные чувства человека, которого походя оскорбили и унизили. Генерал-то и не догадывался, что его специально пригласили за деньги, которые прикарманил ловкий Андрюшка. Безобразный скандал на свадьбе и претензии жениха, обманутого приданым, дополняет финал пьесы, заставляя задуматься о настоящих человеческих ценностях. «Юбилей» - своеобразная пародия на празднование в банке, где директор Шипучи сочиняет поздравительный адрес самому себе, но внезапное появление госпожи Мерчуткиной (фамилии героев у Чехова всегда выразительные и говорящие) нарушает весь план. Раскрытие бессмысленной пошлости жизни людей с претензиями и амбициями, бессмысленность их прожектов – вот основная мысль «Юбилея», весьма актуального и сегодня. Водевили Чехова отличались от развлекательных комедий, где «один спрятался под стол, а другой вытащил его оттуда за ногу». Его одноактные пьесы – это не комедии положений (хотя много смешных и нелепых моментов есть в действии), а комедии характеров, в которых мечта писателя о гармонии жизни и совершенствовании человеческой натуры.
|